Пятница , Декабрь 14 2018
Home / Еврейский мир / Антисемитизм / Испанское изгнание – 2015

Испанское изгнание – 2015

И в XXI веке евреи могут стать на Пиренеях «персонами нон грата»

m1000

Александр НЕПОМНЯЩИЙ
Фото: kris krüg / Flickr

Эпилог как предисловие

Скандал вокруг изгнания еврейского музыканта Матисьяху с испанского фестиваля завершился извинениями организаторов фестиваля и повторным приглашением выступить. Это, безусловно, отличный эпилог для постыдной истории. Но сути проблемы, к сожалению, не меняет.

И дело не только в том, что «ложечки-то нашлись, но осадок остался». Под вывеской борьбы с израильским «расизмом, апартеидом и геноцидом», антисемитизм в Европе неуклонно набирает силу, регулярно взрываясь подобными скандалами.

Но из истории хорошо известно, что антисемитизм, как правило, является лишь синдромом, указывающим на глубокие проблемы в самом государстве, никакого отношения к евреям не имеющих. И потому, чем выше вздымается знамя ненависти к евреям, тем сокрушительнее в итоге оказывается падение общества.

В конце концов, евреи уйдут, благо теперь есть куда, а вот народы Европы снова, как и 70 лет назад, останутся у разбитого корыта своих комплексов, предрассудков и заблуждений.

***

Участие известного американского регги-рэпера Матисьяху в музыкальном фестивале Rototom Sunsplash в испанском городе Беникасим, расположенном к северу от Валенсии, было отменено после того, как музыкант отказался осудить сионизм и Израиль, а также поддержать создание вместо него арабского государства.

Тридцатишестилетний Матисьяху (Мэтью Пол Миллер) родился в США в светской еврейской семье, но мировую известность в качестве исполнителя регги приобрел, будучи сначала хасидом Хабада, а затем приверженцем другого хасидского направления — Карлин-Столин, став для миллионов поклонников этого современного музыкального направления по всему миру, возможно, самым (если не единственным) известным хасидом.

И хотя четыре года назад Матисьяху сбрил бороду и срезал пейсы, перестав выглядеть как типичный хасид, его собственная еврейская самоидентификация осталась по-прежнему достаточно глубокой. Может быть, именно это и вызвало ярость у антиизраильской организации BDS, активно лоббирующей бойкот еврейского государства и откровенно заявляющей о том, что своей конечной целью они видят ликвидацию Израиля.

16057579796_ddf7d7b0b7_z

Фото: DeShaun Craddock / Flickr

Поначалу, когда активисты валенсийского филиала BDS инициировали кампанию против участия Матисьяху в фестивале, директор мероприятия Филиппо Джунта логично назвал призывы к бойкоту аполитичного еврейского музыканта расизмом. Однако затем, видимо, по мере нарастания давления, переменил свое мнение и пошел у них на поводу.

BDS потребовала от Матисьяху в качестве обязательного условия выступления на фестивале подтвердить свою приверженность трём основным положениям, являющимся платформой организации: «прекращению оккупации и колонизации всех арабских территорий, захваченных в июне 1967 года, и демонтажу забора безопасности», «признанию фундаментальных прав палестинских арабов — граждан Израиля на полное равенство», а также «уважению, защите и поощрению прав арабских беженцев на возвращение в свои дома и к своему имуществу, как это предусмотрено в резолюции ООН 194».

Джунта, в свою очередь, предложил Матисьяху «хотя бы» сделать видео или даже просто написать в твиттере обращение с «разъяснением своей позиции в отношении сионизма и еврейского государства».

К чести Матисьяху, всемирно известный рэпер наотрез отказался участвовать в шельмовании Израиля. После чего его участие в фестивале, намеченном на конец недели, было отменено. Филиппо Джунта выступил с заявлением, объясняя, что это было сделано из соображений «чувствительности в отношении Палестины, ее народа и оккупации их территорий Израилем».

Матисьяху находится сейчас в достаточно интенсивном европейском турне. Возможно, поэтому его реакция на эксцесс ограничилась лишь коротким сообщением в собственном фейсбуке.

«Организаторы фестиваля настаивали, чтобы я уточнил свои личные взгляды, — написал он. — В этом совершенно ясно ощущалось давление соответствующей политической повестки дня BDS. Признаюсь, это было ужасно и оскорбительно. Из всех участников фестиваля они пытались принудить выступить с политическим заявлением только одного американского музыканта еврейского происхождения. Моя же цель заключается в том, чтобы играть музыку для всех людей независимо от их расы, вероисповедания, происхождения, культурного фона и т. д. Именно к этому я стремлюсь как музыкант».

Остается лишь посочувствовать участникам фестиваля, которые лишились возможности услышать одного из своих кумиров.

Отвратительная история с изгнанием Матисьяху с испанского фестиваля пролила свет на механизм, с помощью которого враги еврейского государства добиваются, время от времени гнусных и несправедливых заявлений антиизраильского характера от тех или иных публичных фигур.

На этот раз они нарвались на принципиальную позицию звезды регги, не пожелавшего клеветать на Израиль, вероятно, в силу своего хасидского опыта и знакомства с Израилем. Но для других мировых деятелей искусства, возможно, не слишком вникающих в детали борьбы евреев за существование, подобные заявления, становящиеся доступом к тому или иному мероприятию, вряд ли являются проблемой. А ненавистники Израиля записывают в свой актив очередную гадкую цитатку.

В данном случае Матисьяху абсолютно точно уловил и озвучил самую суть проблемы. Из всех участников фестиваля BDS пыталась изгнать только одного музыканта, единственной связью которого с Израилем является его еврейское происхождение и широкая известность его бывшей принадлежности к хасидизму. Другими словами, за демагогическими претензиями к Израилю, выдвинутыми BDS, торчат старые и хорошо известные уши самого обыкновенного и яростного антисемитизма. Не только и не столько израильтяне и Израиль ненавистны BDS, сколько евреи, где бы они ни жили и чем бы ни занимались.

Застарелый европейский антисемитизм, даже не залеченный, а просто после окончания Второй мировой войны, залепленный до поры до времени пластырем политкорректности, вновь расцвел на просторах Старого света. Теперь к его давней сущности, восходящей к христианским предрассудкам, добавились и ненависть к Израилю левых, в свое время заботливо взращенная советскими идеологами, и фанатичная ярость новых исламских жителей Европы, пришедших из Северной Африки и Ближнего Востока.

На фоне антисемитской выходки особенно лицемерно выглядит помпезное июньское решение испанского правительства о даровании права на испанское гражданство потомкам изгнанных из страны сефардских евреев в качестве «исправления» грехов 500-летней давности.

Понимая нелепость ситуации, испанское правительство поспешило осудить изгнание Матисьяху с фестиваля, не забыв, впрочем, подчеркнуть собственную приверженность созданию «арабского государства в Палестине».

Вслед за правительством самое популярное из неспортивных изданий Испании «Эль Паис» написало, что отмена «является очень серьезным актом политической и религиозной дискриминации, которую испанские политические власти не могут оставить в стороне».

Увы, исследования Антидиффамационной лиги, приведенные в публикации «Таймс оф Исраэль», указывают на то, что, по данным на 2015 год, около трети испанцев высказывают антисемитские настроения.

В той же публикации приводятся цитаты из доклада, подготовленного Тель-Авивским университетом в рамках исследования антисемитизма в мире. «Уровень антисемитизма в Испании является одним из самых высоких в Европе, — говорится там, — и включает не только новый антисемитизм или антисионизм, но и классический, традиционный антисемитизм».

Перефразируя известное высказывание покойного израильского премьер-министра Ицхака Шамира, можно сказать, что «море — все то же море и европейцы — все те же европейцы». В отношении евреев, там на самом деле, так ничего и не изменилось ни за пять столетий, прошедших с испанского изгнания, ни за семь десятилетий со времени «окончательного решения еврейского вопроса».

Впрочем, кое-что все-таки произошло: у евреев мира теперь есть Израиль. И, может быть, именно в такие моменты, как после истории с изгнанием Матисьяху, осознание важности существования собственного государства, обладающего достаточной силой для того, чтобы постоять за себя, становится для древнего народа особенно ясным.

«Еврейский мир»

About Dmitry Khotckevich

Check Also

Рами КРУПНИК | День Катастрофы

Сегодня, 27 нисана по еврейскому календарю, в Израиле отмечают день Памяти Катастрофы и Героизма в …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *