Четверг , Октябрь 24 2019
Home / Еврейский мир / 50 дней траура

50 дней траура

Почему время между праздниками Песах и Шавуот — траурное?

Марина КАРПОВА

Согласно принятой всеми еврейскими общинами мира традиции, между праздниками Песах и Шавуот (в отдельных общинах — Песахом и днем Лаг ба-омер) евреи придерживаются некоторых траурных обычаев: не играют свадеб, не подстригают волосы, не устраивают празднеств и т. п.

Ни в Талмуде, ни тем более в ТАНАХе нет упоминаний о запрете на совершение брачной церемонии между праздниками Песах и Шавуот. Напротив, сходный обычай существовал у римлян: у них месяц май, на который выпадает значительная часть этого периода, считался полутраурным, поскольку в это время язычники совершали обряды по душам умерших предков. Следы этого обычая сохранились до нашего времени в России, где зачастую избегают играть свадьбы в мае, хотя о причинах этого уже никто не помнит.

Первое письменное упоминание о существовании траурных обычаев в этот период содержится в ответах рава Натроная Гаона — вавилонского мудреца, в середине IХ века возглавлявшего знаменитую ешиву в Суре. Судя по тексту ответа, речь шла об уже устоявшейся, общеизвестной практике.

Гаон объяснил происхождение траурных обычаев тем, что именно в это время, между праздниками Песах и Шавуот, скончались от эпидемии тысячи учеников рава Акивы. Всевышний наказал их так сурово за то, что они не относились друг к другу с должным почтением. В память об этой трагедии, едва не уничтожившей преемственность в передаче Устной Торы, писал рав Натронай, евреи не играют в эти дни свадеб.

Объяснение, предложенное равом Натронаем, было впоследствии многократно повторено в средневековой раввинистической литературе. В наши дни это мнение считается общепринятым, и его нередко приводят как единственное объяснение траурных обычаев между праздниками Песах и Шавуот. Правда, некоторые авторитетные раввины считали объяснение рава Натроная недостаточно убедительным. В частности, их смущало, что в самом Талмуде, где приводится история об учениках рава Акивы, ничего не сказано о том, что в память об этой трагедии были приняты какие-либо траурные обычаи. Поэтому в еврейской литературе есть и другие объяснения их происхождения.

Одно из них предложил испанский раввин Давид Абудрахам (конец ХIV века, Испания, Севилья). По его мнению, происхождение этих обычаев было связано с палестинским сельскохозяйственным циклом. Между праздниками Песах и Шавуот в Стране Израиля происходит созревание пшеницы. Неожиданный дождь, саранча или внезапный порывистый ветер могли погубить урожай. Поэтому для евреев этот период был связан с тревогами и волнениями. Красноречивее всего об этом свидетельствовал обряд приношения омера — снопа свежесжатого ячменя, который доставляли в Храм после Песаха.

Все эти объяснения совсем неочевидны. Распространение ожидания приговора не столь долгий срок беспрецедентно. При этом оно не распространяется, к примеру, на не менее судьбоносные для человека дни месяца тишрей. Да и сама Мишна говорит о Песахе, а не о нескольких месяцах суда. Зависимость от урожая пшеницы понятна, но столь суровые ограничения трудно объяснить именно этим. Что же до гибели учеников рава Акивы от эпидемии, то трагедий такого и даже большего масштаба в еврейской истории было, к сожалению, много. Поэтому, если устанавливать траур в память о каждой из них, боюсь, не найдется ни одного дня, когда еврей мог бы сыграть свадьбу. Тем не менее факт остается фактом: никаких других объяснений классические источники иудаизма не приводят. Наибольшее распространение получила именно версия рава Натроная Гаона.

Еврейская история знает примеры, когда те или иные траурные даты постепенно забывались. Но с «полутрауром» между праздниками Песах и Шавуот этого не произошло. Хотя уже в Средние века происхождение этого обычая не было очевидно, он сохранился почти во всех общинах. В значительной мере это связано с тем, что из-за трагических особенностей еврейской истории он постепенно обрел новый смысл, актуальный для большинства евреев.

Этот процесс зародился в Средние века, в эпоху Крестовых походов. Первый крестовый поход, начавшийся весной 1096 года, сопровождался волной еврейских погромов. Их устраивал разноплеменный сброд, двигавшийся отдельно от главных армий. Тысячи евреев были убиты, целые общины уничтожены. Большинство этих погромов пришлось на месяцы ияр и сиван — то есть как раз на время между праздниками Песах и Шавуот…

Это объяснение впервые появилось в Италии, в ХIII веке. Анонимный автор «Сефер Мингаг тов» («Книга хороших обычаев») писал, что в эти дни евреи скорбят «в память о праведных и благочестивых, отдавших жизнь за свою веру ради прославления Имени Всевышнего».

В 1648 году на евреев обрушилась новая волна бедствий. На этот раз пострадали общины Волыни и Подолии, ставшие жертвой восстания Богдана Хмельницкого. И вновь несколько самых страшных погромов с многотысячными жертвами пришлись на период между праздниками Песах и Шавуот. Соответственно, траур этих дней стал также трауром по жертвам восстания Хмельницкого. Как писал в ХIII веке рав Яаков Эмден из Альтоны (Германия), между праздниками Песах и Шавуот евреи не играют свадеб, поскольку в эти дни «умерли ученики рава Акивы, а также, в наказание за наши многочисленные грехи, были уничтожены многочисленные общины Германии во время Крестовых походов и в Польше в 1648 году» (сидур «Бейт Яаков»).

В этой связи необходимо отметить, что День Катастрофы и Героизма отмечают в Израиле 27 нисана. Выбирая эту дату, Давид Бен-Гурион и его единомышленники не советовались с раввинами, но исходили из собственных идеологических установок — именно в этот день началось восстание в Варшавском гетто. И тем не менее оказалось, что этот выбор вполне соответствует еврейской традиции. Так же как наши предки вспоминали в дни между праздниками Песах и Шавуот жертв крестоносцев и восстания Хмельницкого, евреи Израиля поминают в эти дни «своих» погибших — шесть миллионов евреев, сгоревших в пламени Катастрофы.

«Лехаим» (с сокращениями)

About Dmitry Khotckevich

Check Also

Рами КРУПНИК | День Катастрофы

Сегодня, 27 нисана по еврейскому календарю, в Израиле отмечают день Памяти Катастрофы и Героизма в …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *