Суббота , Август 24 2019
Home / Израиль / История2 / Колизей на еврейских костях

Колизей на еврейских костях

ISRAGEO
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ, РИМСКИЙ КОЛИЗЕЙ И ЦАРЬ ИРОД

Аркадий ТАЛЬ – путешественник, историк, журналист, редактор любопытного блога со своеобразным названием “Нашедшего выход затаптывают первым”. Предлагаем вашему вниманию весьма неординарную его публикацию (а ординарными он попросту не занимается)
Кто хоть немного знаком с древней историей, наверное, вздрогнет, прочитав это название: “Что общего между ними?!” Где Колизей, и где царь Ирод? Да и по времени не сходится. Почти 100 лет разделяют строительство Колизея и смерть царя Ирода.
Но ошибки здесь нет, и об этой неожиданной связи пойдет рассказ.

Царь Ирод и Иерусалимский Храм.

“И когда выходил Он из храма,
говорит Ему один из учеников его:
Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! “
[Марк 13:1]

Царь Ирод, правивший с 37 по 4 год до н.э., был одним из самых жестоких царей Иудеи. Почти за 100 лет до начала его царствования дед и бабка Ирода, вместе с другими побежденными идумеями (эдомиты – кочевые бедуинские племена на юге Израиля), были принудительно обращены в иудаизм царем Гирканом I Хасмонеем. Свое правление Ирод начал с жестокой борьбы за власть с законными наследниками престола, потомками Хасмонеев, используя военную силу своих покровителей, римских императоров. Не последним оружием в этой борьбе были интриги, клевета и убийства. Ирод уничтожал не только чужих, но и близких ему людей.

Так, уже, будучи полновластным царем, Ирод обратился с просьбой к императору Августу Октавиану разрешить казнь собственного сына Антипатра, заподозренного в заговоре. Антипатр был римским гражданином, и, согласно закону Римской империи, ни одна казнь римского гражданина не могла состояться без личного разрешения императора. Август разрешил, но при этом заметил: “Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном”. В Новом Завете Ироду посвящена одна из самых жутких сцен – избиение младенцев (Евангелие от Матфея), превратившая его имя в синоним злодейства и бессмысленной жестокости.

Джотто “Избиение младенцев”, фреска из капеллы Скровеньи, Падуя. 1305г.

Однако отличился он не только этим. В период правления Ирода страна процветала. Он очень много и продуктивно строил. Именно ему удалось осуществить самые грандиозные строительные проекты за всю историю Израиля. При Ироде строительные работы шли по всей стране: была восстановлена древняя столица Израильского царства Самария, на Средиземном море был построен новый портовый городКейсария, в Иерихоне поднялся гигантский летний дворец, около Мертвого моря на горе возникла прекрасно защищенная крепость Масада с роскошными дворцами, буквально прилепленными к скале, с Иудейских гор в Иерусалим был проведен многокилометровый виадук, снабжавший город питьевой водой, среди холмов Иудейской пустыни выросла искусственно насыпанная гора Иродион, с крепостью и усыпальницей царя, и многое другое.

Царь, желая хоть как-то расположить еврейский народ, который весьма недружелюбно относился к нему, чужаку и убийце царского рода Хасмонеев, начал перестройку Иерусалимского Храма. Вот, что пишет об этом Иосиф Флавий в своей книге “Иудейские древности”:

“… Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования [19 г. до н.э.- АТ] к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня.

Он желал расширить его объемы и увеличить его высоту, считая, что тем он окончит самое замечательное из всех своих сооружений. Так оно и было в действительности, и этим Ирод снискал себе вечную славу…

Срыв древние фундаменты, и возведя вместо них новые, он воздвиг на них храм длиною в сто локтей, шириною в сто, высотою же в сто двадцать локтей… Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в вышину восемь, а в ширину около двенадцати локтей.

Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям, тогда как высшею частью являлась средина, так что ее можно было видеть издалека на расстоянии многих стадий… Зрители поражались в одинаковой мере как величиною, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала.

Царь окружил здание храма рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием храма. При этом он потратил на них такое множество денег, что казалось, никто раньше его не мог так украсить храм. Эти здания покоились на огромной стене, в свою очередь, представлявшей одно из замечательнейших человеческих сооружений”.
[Иосиф Флавий, Иудейские древности, Кн. 15 11:1-6]

Строительство и украшение Храма продолжалось и после смерти царя Ирода. В старинных книгах отмечалось, что к моменту его разрушения это было одно из самых величественных сооружений того времени. Современники утверждают – Храм был покрыт таким количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском.

Реконструкция Храма и Святая Святых. Модель выполнена Алеком Гаррардом ( Alec Garrard)

Об этом не мог умолчать и Иосиф Флавий:

“… лестницы, в пять ступеней каждая, вели к воротам, которых на севере и юге было восемь (по четыре на каждой стороне), а на востоке двое…

Девять из этих ворот были от верха и до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди [сплав из золота, серебра и меди] и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные…

Все ворота были одинаковой величины; только те, которые находились поверх коринфских, на восточной стороне женского притвора, против храмовых ворот, были значительно больше; они имели пятьдесят локтей вышины и двери сорок локтей ширины; были покрыты более толстыми серебряными и золотыми листами и украшения на них были еще более великолепны, чем на других…

Внутри ворот все кругом блистало золотом… Ворота, которые вели в это отделение, были, как сказано выше, сплошь позолочены, равно как и вся стена, окаймлявшая их. Над ними находились золотые виноградные лозы, от которых свешивались кисти в человеческий рост.

Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его”.
[Иосиф Флавий, Иудейская война, Кн. 5, 5:1-7]

Через 74 года после смерти царя, в 70 году первого века н.э., в середине лета, после продолжительной осады римской армией Иерусалим пал. Девятого ава, по приказу будущего императора Тита Веспасиана Флавия, сына правящего императора с теми же именами, детище царя Ирода – Храм был разрушен и сожжен. Напомним, девятое ава – самый печальный день в еврейской истории. В этот день вавилоняне разрушили Первый Храм (586 г. до н.э.), а римляне под предводительством двух Веспасианов Флавиев, отца и сына, сожгли Второй – Храм царя Ирода.

Колизей.

“Пока стоит Колизей, будет стоять Рим;
когда падет Колизей, падет Рим;
когда падет Рим, падет весь мир”
Беда Достопочтенный, VIII век

Колизей. Иллюстрация из Интернета

Через несколько лет после того как в Иерусалиме был разграблен и сожжен Храм, в Риме началось строительство одного из самых грандиозных сооружений всего античного мира – амфитеатр императоров Флавиев, Колизей. Строительство началось в 75 г. при императоре Тите Веспасиане Флавии, которого обычно называют просто Веспасианом, и закончилось через 5 лет, через год после его смерти, в правлении старшего сына Тита. Современное название этого сооружения, Колизей, так хорошо знакомое нам, появилось уже в средние века. А тогда это был только Амфитеатр – изобретение римское, отличавшееся от греческих театров тем, что места для зрителей (то, что собственно и называется греческим словом “театр”) располагались не с одной стороны, а “амфи”, т.е. с двух сторон.

Ко времени строительства Колизея римляне уже имели большой опыт строительства подобных сооружений: за полтора столетия до этого был воздвигнут амфитеатр в Помпеях. Шли представления и в амфитеатрах других городов империи. Но Колизей превзошел всё построенное ранее.

Длина главных осей здания – 156 и 188 м, высота наружной стены – 48,5 м, на трибунах помещалось 50 тыс. зрителей, которые могли через 80 входов и выходов быстро заполнить и освободить всё помещение.

Колизей. Трибуны и арена. Иллюстрация из Википедии

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой жесткую конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. На этом каркасе и расположились ряды для зрителей.

При строительстве Колизея широко использовался бетон, каменные блоки, кирпич и мрамор, которым были облицованы стены и сидения. В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался тент, крепившийся на 240 высоких мачтах, вставленных в каменные стойки-консоли верхнего четвертого яруса. Внешняя стена амфитеатра разделена на четыре яруса, сочетающиеся и одновременно отличающиеся друг от друга. Три нижних яруса арочные, а верхний – глухой с небольшими окнами.

Открытие Колизея было ознаменовано играми:

“при посвящении амфитеатра… показал много удивительных вещей. Бились друг с другом четыре слона, было убито около 9 тыс. животных, домашних и диких, … женщины, правда, не знатные, принимали участие в их избиении… В продолжение ста дней давались представления “.
Дион Кассий (155-235гг)

В ранней христианской традиции Колизей ассоциировался с пытками и мучениями первых христиан, тем не менее, ещё несколько столетий амфитеатр служил для устройства боев гладиаторов, травли зверей и морских боев, для которых арена заливалась водой. Все эти годы здание Колизея и его многочисленные службы постоянно ремонтировали, стараясь поддерживать их в рабочем состоянии. Однако с падением Рима и усилением христианства римские развлечения перестали привлекать многотысячные толпы. И хотя в начале V в. император Гонорий запретил гладиаторские бои как несоответствующие духу христианства, потребовалось ещё почти два столетия пока Колизей окончательно опустел. Амфитеатр засыпало землей, его камни разбирали, на развалинах росли деревья, паслись козы и водились дикие звери.

К концу средневековья здание превратилось в гигантскую каменоломню. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растаскивали для украшения дворцов. Говорят, что особенно отличилось знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: “То, что не успели разрушить варвары (“барбари”), растащили Барберини”.

Надпись на мраморе.

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и Амфитеатр Флавиев (Колизей)… Что ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

1500-ые годы. Начало эпохи Возрождения. Появление интереса к истории, античному искусству, науке, философии. Увлечение ценностями Древней Греции, Рима. Тем не менее, ещё столетия на Колизей продолжали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Лишь в начале XIX века изменилось отношение к этому величественному памятнику Древнего мира. Добыча камня была запрещена, и на территории Колизея впервые начались систематические археологические раскопки и реставрационные работы.

Одним из первых археологов, начавших раскопки Колизея, был аббат Карл Феа (1753-1836), известный своей находкой римской копии одной из самых знаменитых греческих скульптур, “Дискобола”. В 1813г около западного входа в амфитеатр он нашел обломки мраморной плиты, на которых сохранились выгравированные буквы какой-то надписи на латыни.

Мраморная плита с надписью о проведении ремонтных работ на территории Колизея в 443-444гг. В выделенном прямоугольнике над плитой увеличенный фрагмент надписи.
Иллюстрация из EINE BAUINSCHRIFT AUS DEM COLOSSEUM

Обломки сложили и прочли вполне заурядное сообщение о ремонтных работах, которые быливыполнены в Колизее во времена правления императоров Феодосия II (401-450, Восточная Римская империя) и Валентиниана III (425-455, Западная Римская империя). Через 100 лет, в 1986г археологи прочли эту надпись ещё раз, уточнив дату проведения этих работ (443-444 годы) и впервые обратив внимание на отверстия разной глубины между вырезанными на мраморе буквами. Такие отверстия делали, чтобы укрепить на камне металлические буквы с помощью специальных ножек, отлитых вместе с буквами. Такая технология применяется по сей день.

Отверстия, на которые археологи обратили внимание, располагались таким образом, что вполне можно было предположить, что в прошлом на этом камне была другая надпись, сделанная литыми буквами. К сожалению, перед изготовлением последней выгравированной надписи, поверхность мраморной плиты отшлифовали, и многие отверстия были просто стерты. Тем не менее, оставшиеся будили фантазии ученых, и они опубликовали схему расположения этих отверстий.

Схема расположения отверстий .
Эта и следующая иллюстрация из публикации Connecting the Dots

Этой схемой заинтересовался известный специалист латинской эпиграфики профессор института Древней Истории при Гейдельбергском университете почетный доктор нескольких университетов (dr. h. c. mult) Геза Альфёльди (Géza Alföldy). В 1995г в работе EINE BAUINSCHRIFT AUS DEM COLOSSEUM он опубликовал свой вариант дешифровки этой надписи. По его мнению, с которым согласились другие специалисты эпиграфики, в далекие 80-ые годы там было написано:

Что в переводе на русский означает:

ИМПЕРАТОР ТИТ ЦЕЗАРЬ ВЕСПАСИАН АВГУСТ

(слова Цезарь и Август всегда добавлялись к имени императора)

ПОСТРОИЛ ЭТОТ АМФИТЕАТР ИЗ ТРОФЕЕВ ВОЙНЫ.

Веспасиан и трофеи войны.

О каких же трофеях могла идти речь? Нет сомнения, что ТОЛЬКО о трофеях самого Веспасиана, так как став императором он получил от своих предшественников пустую казну. Больше всех постарался знаменитый деспот и самодур император Нерон. Современники отмечали, что “государственная казна была опустошена настолько, что Нерон вынужден был отложить даже выплаты легионерам и пенсии ветеранам, прибегнув к надуманным обвинениям и грабежам.”

Преемники Нерона, императоры Гальба, Отон и Вителлий правили в общей сложности меньше 2-х лет (июнь 68 – декабрь 69 гг.) в обстановке не прекращавшейся гражданской войны, и государственная казна от их присутствия не прибавилась, а убавиться, если ещё что-то оставалось, вполне могла.

Летом 70г Тит Флавий Веспасиан, оставив в Иудее войска на попечение сына Тита Флавия Веспасиана (у них были одинаковыми все три имени и, чтобы различить, отца принято называть Веспасианом, а сына – Титом), признанный легионами, стоявшими в Иудее, Сирии и Египте в качестве императора, прибыл в Рим. От природы осторожный, рассудительный и бережливый Веспасиан смог навести в городе порядок, обеспечил регулярную поставку зерна, установил доверительные отношения как с сенатом, оплотом древней аристократии, так и с провинциальной знатью.

Последнее было для него сделать проще, так как сам он был очень скромного происхождения и ни знатностью, ни богатством не отличался. Своим успехом он был обязан, прежде всего, личным качествам, позволившим ему подняться с незначительной должности военного трибуна во Фракии (совр. Болгария) до главнокомандующего в войне против Иудеи. До этого он командовал легионом в Германии, отличился в Британии, где участвовал в тридцати сражениях, покорил несколько племен и более двадцати поселений. За победы в Британии он удостоился в Риме триумфа, однако военными трофеями в этих полудиких странах не обогатился.

В 67 году император Нерон послал его в Иудею. До этого Веспасиан, который был тогда в числе лиц, сопровождавших Нерона в “гастрольном турне” по Греции, умудрился заснуть на одном из его представлений, и навлёк на себя императорскую немилость. Иудея не была синекурой, это была ссылка. До прихода Веспасиана вся страна была охвачена восстанием. Во многих городах возникали беспорядки, совершались убийства и уличные битвы, в которых гибли тысячи людей. В 66 году правитель Сирии, Цестий Галл, двинулся к Иерусалиму для подавления мятежа, но встретил отчаянное сопротивление и должен был отступить. При отступлении римские войска потерпели тяжёлый урон. Вот тогда Нерон вспомнил о военных талантах Веспасиана, и отправил его в эту почетную ссылку.

За два года войска Веспасиана сумели подавить восстание. Почти вся Иудея была возвращена под власть римского оружия. Легионы шли к Иерусалиму, который продолжал сопротивляться. Веспасиан не торопился, тем более что из Рима приходили тревожные вести. В июне 68г Нерон покончил с собой. В Риме шла ожесточенная борьба за власть. Осторожный Веспасиан выжидал, и его время пришло. В июле 69г легионы, стоявшие в Египте, приняли присягу Веспасиану как императору. Вслед за ними признали Веспасиана легионы в Иудее и Сирии. Веспасиан передал правление армией своему сыну и отправился в Рим.

Легионы с новым главнокомандующим Титом подошли к Иерусалиму в начале месяца нисан (апрель) 70г. и разбили лагерь на горе Скопус (הר הצופים). Вскоре римляне овладели первой, а потом и второй стеной Иерусалима и установили блокаду города, что привело к страшному голоду среди его защитников. Погибло более 100 тыс. человек, но город не сдавался. Повстанцы собрались на территории защищенного стеной Иерусалимского храма. После безуспешных попыток взять эту стену Тит приказал поджечь храмовые ворота и открыть доступ в Храм. Но иудеи продолжали отчаянно сопротивляться. В канун девятого ава (август) Храм был подожжен.

“Как ни печальна и прискорбна гибель творения, удивительнейшего из всех ведомых миру и по объему, и по великолепию, и по роскошной отделке отдельных частей, славившегося к тому еще своей святостью, однако утешением должна служить мысль о неизбеж¬ности судьбы для всего живущего, для всех творений рук человеческих и для всех мест земли.”
[Иосиф Флавий, Иудейская война, Кн. 6 5:8]

Борьба Тита за Иерусалим длилась пять месяцев; уцелевшие жители были проданы в рабство. Победа была ознаменована в Риме триумфом, на котором победители пронесли захваченные в Храме священные реликвии.

Тит правил недолго. Хотя отец взял его в соправители ещё в 71г, но самостоятельного правления ему досталось всего 2 года – с 79 по 81гг. После его смерти в тот же год, в правление брата, Домициана (81–96), была построена триумфальная арка в честь победы Тита в Иудее. Украшающие ее барельефы изображают шествие победителей – Веспасиана и Тита.

Триумфальная арка Тита. Барельеф с изображением меноры. Фото автора
Иосиф Флавий посвящает несколько глав своей книги описанию этого триумфального шествия.

“Предметы добычи носили массами; но особенное внимание обращали на себя те, которые взяты были из храма, а именно: золотой стол, весивший много талантов(1 талант≈30 кг, АТ), и золотой светильник, имевший форму отличную от тех, какие обыкновенно употребляются у нас. По самой средине подымался из подножия столбо¬образный стержень, из которого выступали тонкая ветви, расположенная наподобие трезубца; на верхушке каждого выступа находилась лампадка; всех лампадок было семь, символически изображавших седмицу иудеев (менора, АТ). Последним в ряду предметов добычи находился Закон иудеев”. [Иосиф Флавий, Иудейская война, Кн. 7, 5:5]

Однако предметы, которые несли на триумфальном шествии были только символом тех богатств, которые позволили по-крестьянски прижимистому Веспасиану построить не только гигантское здание Амфитеатра, но и заложить строительство нового форума, на котором возвышался великолепный храм богини Мира. Там, по свидетельству Иосифа Флавия,

“…было собрано и расставлено все, ради чего люди прежде путешествовали по всей земле, чтобы видеть все эти различные вещи. Здесь он приказал хранить также драгоценности и сосуды, взятые из иерусалимского храма, так как он очень дорожил ими. Закон же иудеев и пурпуровые завесы Святая-Святых он приказал бережно сохранить в своем дворце.”
[Иосиф Флавий, Иудейская война, Кн. 7, 5:7]

После разорительных сумасбродств Нерона и 2-летней гражданской войны фиск – государственная казна страны, ожил.

Сегодня вызывает некоторое недоумение такое внезапное обогащение казны за счет сокровищ Иерусалимского Храма. Однако для того времени и многих столетий позже богатство любого храмабыло само собой разумеющимся. При этом речь не шла об “эксплуатации народных масс”. Храмы обогащались за счет пожертвований и ценностей, которые люди отдавали в храмы на хранение, но, по разным причинам, далеко не всегда могли забрать. Вот, что пишет древнеримский историк Дион Хрисостом о богатствах Храма Артемиды в Эфесе –

“Вы знаете, вероятно, про эфесян, что у них вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям.” [см. Абрам Ранович, Восточные провинции Римской империи в I-III вв]

Иерусалимский Храм – детище царя Ирода, не был исключением. Подтверждением тому были найденные недавно в Кумране на берегу Мертвого моря перечисления несметных сокровищ в так называемом “Медном свитке” (см. Еврейские клады) Повторю небольшую цитату из книги проф. Дж. М.Аллегро:

«(№7)В углублении старого Дома дани на Плите цепи: шестьдесят пять слитков золота…
(№47)В водоеме, который в Бет Керем, десять локтей на его левой стороне, как войдешь: шестьдесят два таланта серебра…
(№58)В горе Геризим под входом верхней шахты: один сундук и его содержимое, и шестьдесят талантов серебра…
(№60)В Большом стоке Чаши: утварь Дома чаши всего весу там: 71 талант двадцать мин.»
[Дж. Марко Аллегро «Сокровища Медного свитка», М., 1967]

Ученые подсчитали, что всего там набирается порядка 4500 талантов золота, т.е. свыше 100 тонн. (Для сравнения, золотой запас России на 1994г ≈ 300т). Однако многие сходятся во мнении, что этот список был заготовлен заранее и спрятан в Кумранской пещере, но сами сокровища из-за кровопролитных внутренних распрей (то, что в талмудической литературе получило название “беспричинная вражда” –שנאת חינם), спрятать не успели, и достались они победителю, воплотившись в один из самых грандиозных памятников Античности – Амфитеатр Флавиев, Колизей.

© АТаль

При подготовке была использована публикация Financing the Colosseum, Louis H. Feldman, из Biblical Archeology Review, Jul/Aug 2001, а также фотоматериалы автора и Википедии.

источник

About Dmitry Khotckevich

Check Also

Побег из Ирака с ведром супа

Александр Непомнящий, jewish.ru Эту забавную, несмотря на драматический контекст, историю, связанную с исходом евреев из …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *