Суббота , Август 24 2019
Home / Израиль / А есть ли «пятая колонна»?

А есть ли «пятая колонна»?

Петр Люкимсон, «Новости недели»

В воскресенье, 13 мая, вся страна отмечала День Иерусалима. Как обычно, в восточной части столицы были зафиксированы стычки между арабской и еврейской молодежью. За несколько дней до этого разъяренные арабские юнцы едва не линчевали медиков «скорой помощи», приехавших в арабский квартал для спасения жертв автокатастрофы. Не проходит недели, чтобы в Иерусалиме не была зафиксирована хотя бы одна драка на этнической почве, и у того, кто следит за происходящим в столице Израиля по СМИ, невольно возникает впечатление, что в Иерусалиме непрерывно идет яростная борьба между арабами и евреями, причем арабы живут мечтой о том дне, когда древний город, который они называют Аль-Кудс, станет столицей Палестинской автономии. Однако публикуемые обычно в канун Дня Иерусалима исследования израильских и американских социологических институтов на эту тему показывают, что это далеко не так. Да и расхожие представления о настроениях израильских арабов давно уже не совсем соответствуют действительности.

Израильтянин Дуду Ифрах на вершине Эвереста с палестино-израильским флагом, сшитым в одно полотнище. Фото: urimulti.org

Иерусалим: любовь делится на двоих

Проводимые среди арабских жителей Иерусалима ежегодные опросы в последние 5 лет показывают приблизительно одни и те же данные. Лишь 30% арабского населения города хотят, чтобы при окончательном урегулировании израильско-палестинского конфликта они стали гражданами палестинского государства, а арабские кварталы Иерусалима был объявлены столицей этого государства. 70% (в разных исследованиях эта цифра колеблется между 68 и 71) иерусалимских арабов, таким образом, не скрывают, что хотели бы остаться жить под израильским суверенитетом и сохранить израильское гражданство. Около 40% их них заявили: если Иерусалим и в самом деле будет разделен между Палестинским государством и Израилем, то они перейдут на территорию Израиля, так как связывают свое будущее именно с еврейским государством.

Эти настроения, само собой, объясняются отнюдь не тем, что 70% иерусалимских арабов вдруг воспылали к нам горячей любовью. Разумеется, нет. Зато им прекрасно известна разница в уровне жизни, медицины, соцобеспечения и т.д. между Израилем и ПА, и они понимают, что в случае провозглашения палестинского государства эта разница с каждым годом будет становиться все более и более очевидной. Поэтому те арабы, которые, обладая израильским гражданством, переехали жить в Иудею и Самарию, узнав, что их отсутствие в городе может привести к потере заветного голубого «теудат-зеута», спешат вернуться в Иерусалим. Здесь они снимают для своих больших семей крохотные 2-3 комнатные квартиры, делая, таким образом, и без того густонаселенные арабские кварталы еще более перенаселенными.

Одновременно, как показывают те же исследования, в последние годы активно идет проникновение арабского населения в еврейские кварталы столицы, прежде всего в такие как Писгат-Зеэв и Гиват-Царфатит. В настоящее время общее количество арабов, купивших квартиры в еврейских районах и проживающих там, составляет порядка 70 тысяч человек. Немалую часть этих «поселенцев» составляют представители арабской интеллигенции — врачи, адвокаты, бизнесмены и т.д. идентифицирующие себя как «арабы-израильтяне». Многие из них ментально ничем не отличаются от израильтян-евреев и попросту не мыслят себя вне Израиля.

Любопытно, что в этой инфильтрации арабского населения в еврейские кварталы активисты ряда левых (именно левых, а не леворадикальных) политических движений видят необходимость раздела Иерусалима в рамках будущего соглашения о постоянном урегулировании израильско-палестинского конфликта. Причем, говорят они, чем скорее этот раздел произойдет, тем лучше для евреев. В 1967 году, напоминают они, в восточной части Иерусалима жили всего 67 тысяч арабов, а сегодня их уже более 300 тысяч. Понятно, что эта цифра будет только расти. Значит, если мы хотим, чтобы Иерусалим оставался еврейским городом, необходимо отрезать от него все арабские кварталы. Когда Шуафат, Абу-Дис и другие арабские деревни будут объявлены столицей Палестины, говорят они, мы сможем предотвратить расселение арабов в нашем Иерусалиме.

Надо заметить, что в этих рассуждениях, безусловно, есть своя логика. Но ведь, как уже было сказано, арабские жители Иерусалима отнюдь не спешат расстаться с Израилем, напротив, они хотят продолжать жить в нем как вполне лояльные граждане.

Однако если это и в самом деле так, откуда берется та ненависть, которой полыхают арабские подростки, когда в их кварталы случайно заезжают евреи? Как случилось, что именно Иерусалим стал родиной «тракторных терактов»; что именно здесь действовали ячейки ХАМАСа, совершившие несколько кровавых терактов?

Ну, во-первых, не надо забывать, что 30% иерусалимских арабов хотя бы декларативно все же мечтают о том дне, когда они станут гражданами пока не существующего Палестинского государства. А во-вторых, по мнению многих иерусалимских арабов, во всех этих проявлениях экстремизма виноват прежде всего… Израиль. Экстремистские, радикальные элементы среди иерусалимских арабов, безусловно, есть, объясняют они, но их немного, и их было бы еще меньше, если бы Израиль не позволял «Исламскому движению», властям Палестинской автономии и ХАМАСу практически беспрепятственно действовать в арабских кварталах.

Как показывают те же исследования, различные палестинские структуры сегодня активно работают в Восточном Иерусалиме именно потому, что крайне обеспокоены по сути произраильскими настроениями местного населения. На головы иерусалимских арабов, особенно молодежи, ежедневно обрушивается бурный поток антиизраильской пропаганды, и остается только удивляться тому, что ей поддается относительно небольшая часть населения.

Еще одной причиной антиизраильских настроений среди арабов, проживающих в Иерусалиме, является то, что мэрия столицы уделяет недостаточно внимания развитию инфраструктуры и решению социальных проблем арабских районов, что невольно порождает у их жителей ощущение дискриминации. При этом стоит помнить, что самыми антиизраильски настроенными районами города являются Шилоах (Силуан) и Шуафат. Шуафат — это по сути лагерь беженцев, одна из опорных точек ХАМАСа. Все, кто способен был найти жилье и работу в других, более приличных кварталах, давно оттуда ушли, а в самом Шуафате осталось нищее и озлобленное население. Такая же публика населяет и Шилоах, где, в силу уникальной близости этой деревни к городу Давида, давно запрещено новое строительство, и местное население живет в ужасающей тесноте и бедности.

Многие иерусалимские арабы говорят, что заезжать туда небезопасно не только евреям, но и кому-либо другому вообще. Могут избить и ограбить как из националистических, так и из хулиганских соображений.

В целом, по мнению экспертов, еврейско-арабские отношения в столице были бы куда лучше, а арабов, лояльно относящих к Израилю, было бы куда больше, если бы еврейское государство решило наконец, действительно оно хочет иметь своей столицей «объединенный Иерусалим» или речь идет исключительно о политической декларации. Потому что если евреи и в самом деле хотят быть хозяевами в этом городе, то они, с одной стороны, должны пресечь антиизраильскую деятельность в нем палестинских организаций, а с другой — уделять больше внимания развитию и благоустройству арабских кварталов.

Мы с тобой два берега у одной реки…

Весной этого года делегация старейших жителей Умм-эль-Фахма побывала в Иордании. На вопрос иорданцев, как им живется с евреями, 86-летний Хамид Бадарна честно ответил: «Живем, как братья! Конечно, и между братьями случается всякое, но в целом, слава Аллаху, мы довольны». Эти его слова вызвали взрыв ярости со стороны иорданских СМИ. Старого араба, который в 1948 году дезертировал из британской армии, чтобы воевать с евреями в сердце Галилеи, обвинили в израильской пропаганде и едва ли не в измене национальным интересам!

По мнению многих израильских социологов, история эта весьма показательна. С одной стороны, она демонстрирует, что современные израильские арабы воспринимаются многими в арабском мире чуть ли не как пособники евреев. С другой, история эта показывает, что израильские арабы и в самом деле в массе своей лояльны по отношению к Израилю и считают себя частью еврейского государства.

Кстати, это подтвердили и недавние события, связанные с отмечанием накбы. Да, конечно, в отдельных населенных пунктах происходили беспорядки, но количество их участников в целом оказалось невелико, к тому же еврейских анархистов было среди них лишь немногим меньше, а в некоторых местах явно больше, чем самих арабов. И это тоже однозначно свидетельствует о том, что те, кто пытается представить арабское население Израиля как «пятую колонну», явно преувеличивают.

По версии социологов, сейчас в среде израильских арабов довольно интенсивно идут два процесса. С одной стороны, это процесс исламизации и усиления антиизраильских радикальных настроений, что связано с деятельностью экстремистского крыла «Исламского движения» и эмиссаров различных террористических организаций, а также с общим усилением в мире исламского фундаментализма и его попыток достучаться с помощью Интернета до сердца каждого мусульманина.

С другой стороны, идет явный процесс «израилизации» арабского населения. Арабская молодежь, особенно образованная, нередко даже между собой разговаривает на смеси арабского и иврита, предпочитает смотреть именно израильские, а не арабские, телеканалы, владеет израильскими культурными кодами и дружит с евреями. Еще одно проявление «израилизации» арабского населения страны — все больше арабских девушек и юношей хотят служить в армии или проходить альтернативную национальную службу. Правда, желание служить в ЦАХАЛе (если, конечно, не считать бедуинов) проявляют только единицы, но вот насчет альтернативной службы счет идет на тысячи. Более того, некоторые арабские журналисты утверждают, что многие юноши и девушки из их среды ждут, когда будет принят закон, обязывающий их проходить такую службу, так как сегодня они отказываются от нее исключительно из страха перед все теми же радикальными элементами из их соплеменников.

Следует понять также, что когда жители Тайбе, Умм-эль-Фахма, Кафр-Касема и других населенных пунктов требуют, чтобы израильская полиция положила конец беспределу, творящемуся в этих городах, это тоже проявление «израилизации», признания власти еврейского государства и возмущения тем, почему это государство не выполняет должным образом свои функции.

Таким образом, сегодня в среде как иерусалимских, так и израильских арабов в целом идут процессы, способные в итоге привести к новой уникальной модели общества, основанной на подлинно мирном сосуществовании и сотрудничестве между еврейским большинством и арабским меньшинством. Но, по мнению израильских арабов, для того чтобы эта модель была создана, Государство Израиль должно действовать в тех же двух направлениях, что и в Иерусалиме.

Первое из них заключается в занятии непримиримой позиции к любым проявлением нелояльности, ко всем видам подстрекательства, антиизраильской пропаганды и т.д. Инциденты, подобные тому, что произошел в одной из арабских школ Яффо, когда ее директор предложил ученикам почтить память шахидов-террористов, должны пресекаться, а их инициаторов следует сурово наказывать. Второе, чего ждут израильские арабы от государства Израиль, — большего внимания к их нуждам и проблемам. При этом они признают, что в последнее время для них сделано немало. Но хочется большего, или, как они говорят, «хочется подлинного равенства во всем».

Словом, с израильскими арабами далеко не все так просто, как это порой кажется сверхлиберальным или откровенно антиарабски настроенным израильтянам. Но, похоже, в любом случае нашим народам предстоит жить вместе. Так почему бы не сделать так, чтобы все мы, граждане одной страны, жили по-человечески?

источник

About Dmitry Khotckevich

Check Also

Михаил ЛОБОВИКОВ | Вонючий трюк

Годовщине одного из самых малосимпатичных деяний «неутомимого интригана» посвящается

One comment

  1. Так есть ли «пятая колонна»?
    Яков Сегал, Иерусалим

    Размышления на полях статьи Петра Люкимсона «Есть ли пятая колонна» («Мы здесь», № 356)…

    В своей статье автор, анализируя изменения, которые, на его взгляд, происходят в арабском секторе Израиля, приходит к выводу, что в нашей стране созрели условия, «способные в итоге привести к новой уникальной модели общества, основанной на подлинно мирном сосуществовании и сотрудничестве между еврейским большинством и арабским меньшинством».

    Основные доводы Люкимсона в пользу такого вывода: 1) опросы, проводимые среди израильских арабов, в соответствии с которыми около 70% опрошенных не хотят становиться гражданами «палестинского государства»; 2) тот факт, что около 70 тысяч арабов переехали жить в еврейские районы Иерусалима после строительства т.н. «защитной стены»; и 3) снижение числа израильских арабов, участвующих в терроре против евреев.

    С первым доводом невозможно не согласиться. Какой человек, находящийся в здравом уме, захочет стать гражданином бандитского образования? Кстати, этот пример является приговором либермановскому плану обмена территориями в Галилее с террористами и переселением в будущее палестинское государство части израильских арабов. Если только этот план станет предметом обсуждения, десятки тысяч израильских арабов, жителей подлежащих обмену территорий, приобретут жилье в еврейских городах Израиля. Деньги на это им с удовольствием выделят «арабевший» мир и руководство ПА. План Либермана должен был бы называться «Территории им — арабов нам». Но это так, к слову. Переселение тысяч арабов в еврейские районы Иерусалима создает немало проблем для их жителей: рост преступности, наркомания, стычки на национальной почве.

    Некоторое снижение числа террористов из числа израильских арабов связано, прежде всего, с общим снижением террористической активности, исходящей из ПА. А это, в свою очередь, объясняется изменением тактики борьбы с Израилем. На данном этапе террор невыгоден лидерам ПА. Во-первых, потому, что в полном соответствии с планом поэтапного уничтожения Израиля они путем непрерывного террора добились от Израиля максимально возможных на данном этапе территориальных уступок. Во- вторых, после того, как «правые» правительства Ликуда (вначале — Шарона, а теперь и Нетаниягу) окончательно взяли курс на уничтожение еврейского присутствия в Иудее и Самарии и объявили своим врагом евреев-поселенцев, обрушив на них всю мощь государственной машины, прямой арабский террор мог бы помешать еврейским ликвидаторам. О том, что правительство Нетаниягу готово пойти на полную капитуляцию (хотя слово «капитуляция» здесь не совсем подходит, так как Израилю никто не угрожает), говорит последнее заявление Эхуда Барака о готовности одностороннего бегства ЦАХАЛа из Иудеи и Самарии. Давние ненавистники Израиля, такие, как Гамаль Абдель Насер, переворачиваются в гробах от радости. Им такой сценарий не мог даже присниться. Но при этом нам постоянно напоминают, что опция возврата к террору остается открытой. Периодические ракетные обстрелы юга Израиля раз за разом демонстрируют полнейшую деморализацию правительства Нетаниягу, и Абу-Мазен безбоязненно угрожает – мол, если Израиль не пойдет на новые уступки, вспышка террора неизбежна.

    Параллельно в Газе и в Иудее и Самарии идет интенсивная подготовка к военному противостоянию с Израилем в тот момент, когда Израиль ослабеет от войны с собственным народом.

    Экстремистские же тенденции в среде израильских арабов усиливаются из года в год, принимая поистине угрожающий характер. Об этом свидетельствуют:
    — открытые восстания израильских арабов в Галилее и Акко;
    — настоящие бои с полицией в арабских городах при попытке вывесить там израильские флаги;
    — многолюдные собрания «Исламского движения», на которых тысячи арабов скандируют «Огнем и кровью освободим Иерусалим»;
    — теракты — в Иерусалиме расстрел учащихся иешивы “Мерказ а-рав”, т.н. “бульдозерные” теракты, в Тель-Авива — линч еврея на набережной — были совершены арабскими молодыми людьми, не являвшимися частью некой террористической организации, а действовавшими по собственной инициативе. Все эти убийства совершены выходцами из зажиточных арабских семей, что разрушает миф израильских левых о том, что стимулом к терактам является якобы низкий уровень жизни в арабских населенных пунктах Израиля;
    — откровенно враждебная политика, которую проводят объединения арабских студентов во всех университетах страны.

    Об антиизраильских действиях арабских депутатов Кнессета написаны тома, а Ханин Зуаби, участница террористической акции против наших солдат на турецком судне «Мави-Мармара», стала героиней в среде израильских арабов.

    «Не знаю, зачем я решил смотреть интервью Дани Кушмара, ведущего Второго телеканала, с депутатом Кнессета Ханин Зуаби. Я сильно пожалел об этом. У нас и без того хватает проблем. Зачем мне нужно было смотреть интервью с этой ужасной женщиной. Зачем мне нужна была эта сердечная боль в канун наступления новой недели? Вот что я вам скажу, друзья мои: каждый, кто, как и я, все еще верит в мирное будущее двух народов, живущих на этом клочке земли, должен время от времени получать подобного рода пощечины – для того, чтобы осознать размеры бедствия», — эти слова написал израильский журналист Бен Каспит («Маарив», 27.02.2012).

    Странно, что Петр Люкимсон, тоже израильский журналист, всего этого не заметил.

    Можно ли считать израильских арабов национальным меньшинством? Как друзов, например. Вот что говорил по этому поводу Давид Бен-Гурион в 1934 году: “Даже если арабы Палестины составят меньшинство, они никогда не получат статус меньшинства, поскольку связаны с миллионами арабов в других странах” (Михаэль Бар-Зоар, “Бен-Гурион”). Сегодня арабы Израиля составляют немногим более 20% населения Израиля, а в некоторых районах — таких, как Галилея, например, — их большинство. И хотя за последние годы наметилось некоторое снижение рождаемости в арабском секторе и увеличение ее в еврейском, тем не менее, темпы роста относительной численности арабов в Израиле не снижаются. За счет чего? По разным оценкам после ословских соглашений 1993 г. от 150 до 200 тысяч арабов переселились из Иудеи и Самарии в пределы т.н. «зеленой черты» в рамках воссоединения семей. Анализируя опыт многих стран, демографы пишут, что если национальное меньшинство достигает 20% численности населения государства, то в нем, естественным образом, возникает движение за получение полной автономии, включая территориальную.

    В соседних с Израилем странах проживает свыше 350 млн. арабов. Экстремистские тенденции в арабском мире неминуемо вовлекают в свою орбиту арабов Израиля. Конечно, проводимая Израилем политика предательства своих арабских союзников ускорила процессы радикализации в среде израильских арабов. Вот лишь некоторые звенья этой политической линии:
    — предательство правительством Рабина-Переса арабов Иудеи и Самарии, сотрудничавших с ШАБАКом и брошенных на произвол арафатовских убийц;
    — предательство Эхудом Бараком бойцов Армии Южного Ливана, которых мы оставили (по сути, товарищей по оружию) на «милость» бандитской « Хизбаллы»; — передача арабов сектора Газы под власть террористов ХАМАСа, физически уничтожающих тех, кто сотрудничает с Израилем.

    Дальше всех пошло правительство Ариэля Шарона, разрешив представителю ХАМАСа участвовать в выборах в Иерусалиме (кстати, министром по делам Иерусалима был тогда Натан Щаранский).

    Каждый араб, живущий в Восточном Иерусалиме, знает, что евреи могут в любую минуту убежать, и поэтому нужно доказывать свою лояльность тем, кто может прийти на смену Израилю. А прийти могут только упыри Абу Мазена или Хании.

    Петр Люкимсон называет процессы, происходящие в арабском секторе Израиля, «израилизацией». Израилизация является голубой мечтой израильских левых, стремящихся любой ценой избавиться от ненавистного им еврейства и слиться с арабами в единый народ под названием «израильтяне». Эта их мечта уходит корнями в социалистическую идеологию части основателей государства.

    «Командиром всех армий в Сионе был Маркс, бородатый наставник строителей новой страны», — писал Ури-Цви Гринберг. И хотя во всем мире идеи Маркса о безнациональном обществе ушли в небытие, в Израиле они продолжают жить.

    Препятствием на пути к межнациональной идиллии П.Люкимсон называет отсутствие подлинного равенства между евреями и арабами во всем. В чем же заключается неравенство?

    При приеме на учебу никто не спрашивает о национальной принадлежности.
    Дискриминация при приеме на работу запрещена законодательно.
    Миф о бедности израильских арабов известный демограф проф. Арнон Софер называет ложью. В правильности его слов можно убедиться, посетив любой арабский населенный пункт. А таких дворцов, как в иерусалимских арабских районах Бейт Цафафа или Шуафат, нет ни в одном еврейском поселении.

    О каких правах арабов идет речь, объяснил председатель ПА Абу Мазен: «Мы никогда не признаем Израиль еврейским государством, потому что это нарушает права полутора миллионов палестинцев, граждан Израиля. Еврейский характер государства является нарушением прав израильских арабов».

    И как бы танцуя под дудку Абу Мазена, арабский член Верховного суда Израиля (!) демонстративно отказывается петь израильский гимн во время официальной церемонии. Ведь в нем говорится о вековой мечте евреев – о возвращении на свою землю. И премьер-министр Нетаниягу пишет ему письмо, в котором говорится, что он (Нетаниягу) понимает его национальные чувства (?!).

    Но и этим дело не ограничилось. Председатель Кнессета Руби Ривлин официально разрешает арабским депутатам не петь гимн государства, членами парламента которого они являются. Параллельно с этим раздаются требования об отказе Израиля от еврейского характера государства и о превращении его в государство всех его граждан, т.е. в образование, лишенное национальной идентификации.

    Раздаются голоса с требованием изменить текст гимна — с тем, чтобы в нем говорилось и о правах арабов на Землю Израиля.

    В то же время депутат Кнессета, друз Аюб Кара заявил, что всё это — полная чепуха и что он, офицер запаса ЦАХАЛа, с гордостью поет израильский гимн.

    Когда Израиль перестанет быть еврейским государством, тогда арабы будут чувствовать себя в нем равноправными гражданами. Это означает отказ от еврейских праздников, отмену Закона о возвращении как расистского и распространение его на т.н. «палестинских беженцев», чего давно добиваются израильские ультралевые «правозащитники».

    Арабский сектор Израиля – это рычаг, с помощью которого недруги Израиля, прежде всего — из числа израильских либералов, пытаются сломать хребет нашему государству.

    Особенно губительно влияние арабского сектора на политическую систему Израиля. При отсутствии индивидуальных выборов депутатов Кнессета, когда вся страна представляет собой один избирательный округ, все еврейские политические партии стремятся добиться электоральной поддержки растущей массы арабских избирателей. Это неизбежно сдвигает всю политическую систему в направлении арабских интересов, то есть влево.

    Так, на выборах 1992 года свыше 20% арабских избирателей по призыву Арафата проголосовали за партию Авода. Благодаря этому мы получили катастрофу Осло. В 1996 г. арабы, обидевшись на Шимона Переса за обстрел в Южном Ливане, решили бойкотировать выборы … и Перес проиграл.

    «В истории Израиля еще не было случая, чтобы Авода приходила к власти без поддержки арабского сектора. Нынешняя избирательная кампания не стала исключением. Еще до ее начала новый председатель израильских лейбористов Амир Перец понимал, что не сможет добиться успеха без поддержки арабов», писала перед выборами 2006 г. газета «ха-Арец»

    В награду Перец предложил назначить не имеющего высшего образования араба-мусульманина министром культуры Израиля!

    На недавних праймериз в партии Кадима из 40 тыс. ее членов, принявших участие в голосовании, свыше 10 тыс. были арабы. Из них свыше 7 тыс. проголосовали за Шауля Мофаза. Только благодаря их поддержке он сумел одержать победу. Поэтому не нужно удивляться, что, войдя в правящую коалицию, он заявил, что будет добиваться изгнания евреев из законно построенных домов в поселении Бейт-Эль. Незадолго до праймериз депутат от Кадимы Марина Солодкина объявила, что она будет добиваться, чтобы место в предвыборном списке Кадимы, которое бронируется для женщины, было предоставлено арабке.

    Нео дальше всех в вопросе задабривания арабов с целью получения их голосов на выборах пошло правительство Ольмерта. Оно провело закон о так называемой обратной дискриминации. В соответствии с ним арабы получают преимущественное право при приеме на работу на госпредприятия. На практике это означает, что еврейский юноша, отслуживший три тяжелейших года в ЦАХАЛе, будет принят на работу в электрическую кампанию, например, только в том случае, если на это место не будет претендовать араб. (Буквально догоняем Америку: там в последние годы горько шутят, что если ты претендуешь на место, на которое метит чернокожая лесбиянка, то можешь забирать заявление…).

    Этот откровенно антисемитский закон законодательно превращает евреев в еврейском государстве в людей второго сорта и подрывает способность Израиля противостоять многочисленным угрозам.

    Безусловно, среди арабов Израиля есть какое-то количество людей, которые хотели бы спокойно жить и даже согласны признать еврейский характер Израиля. Но усиливающиеся антиизраильские тенденции в окружающем нас арабском мире, с одной стороны, и предательская политика израильских властей — с другой, сводит их влияние в арабском секторе к нулю.

    Арабская «пятая колонна» активно действует и оказывает всё возрастающее разрушительное влияние на все сферы жизни Израиля. Не понимать этого – значит, уподобляться страусу, прячущему голову в песок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *