Воскресенье , Ноябрь 18 2018
Home / Израиль / Традиции / «НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО» или интересное о «Десяти заповедях»

«НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО» или интересное о «Десяти заповедях»

IL Territory
иллюстрация с сайта "Ослепленный Самсон"

borianm

Вчера завтракал бутербродами с мясом и айраном. Мать говорит: «Все у тебя не как у людей – ешь молочное с мясным». Я отвечаю, что, слава богу не иудей и даже не христианин, а совсем даже тюрк, и нам такая еда в самый раз – не ее же овсянку есть. На мамины возражения был приведен ее любимый кебаб с сюзме, шорпо с айраном и прочие вкусности, да и просто привычка русских есть пельмени со сметаной.

Что это заповедь Моисея я то помню, но стало интересно. Оказалось даже гораздо интереснее чем казалось вначале. Вот что накопал:

Закон Моисея содержал следующее запрещение: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 34:26; ср. 23:19; Втор. 14:21).

Большим камнем преткновения для библейских критиков являлась одна из важнейших заповедей Ветхого Завета: «Не вари козлёнка в молоке матери его», которая толковалась ими весьма не однозначно. «Едва ли во всём ритуальном законодательстве, — отмечает Д.Фрезер (29.с316), — найдётся другой закон, на котором бы Бог чаще настаивал». К Фрезеру мы еще вернемся, а пока рассмотрим общепринятые версии.

Для начала еврейский анекдот:

Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите…

Археологическая версия.

Хотя комментаторам и до сих пор не удалось выяснить истинный смысл заповеди, существует точка зрения, согласно которой запрет направлен «против какого-то магического или идолопоклоннического обряда, вызывающего осуждение законодателя (по традиции — Моисея) и стремление искоренить его». Так полагал, в частности, Маймонид. Один анонимный средневековый писатель-караим (сообщение которого не было воспринято всерьёз) рассказывал, что «у древних язычников существовал обычай — после сбора урожая варить козлёнка в молоке его матери, а потом окроплять тем молоком деревья, поля и фруктовые сады; по народному поверью обряд этот обладал магической силой увеличить урожай будущего года». Подтверждение этому сообщению обнаружено при раскопках города Угарита. В тексте (не позднее ХIIIв. до н.э.) угаритского (ханаанейского) ритуала (KTU 1. 23) говорится: «На огне семь раз отроки варят козлёнка в молоке, ягнёнка в масле и на костре семь раз, еду для Асират (Астарты).», — т.е. описана часть ритуала жертвоприношения богине Астарте (Иштар). Однако, в своём завете с Израилем Господь настоятельно требует: «Не вари козлёнка»; т.е. не поклоняйся Асират (Иштар), не кади ей, не отправляй её культа. «Первые плоды земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23.19;Втор.26.2), а не к алтарям Асират (Иштар), языческой богини плодородия религии праотцев.

Религиозная версия.
Согласно заповедям кашрута религиозные евреи не едят вмести мясного и молочного, основываясь на заповедях Торы. Даже посуда для варки этих продуктов должна быть различна и строго промаркирована. Подробно с ортодоксальной еврейской точки зрения это разъяснено тут, а более доходчиво и с картинками тут.

Гуманисты
Более того, евреи неортодоксальные утверждают, что эта заповедь свидетельствует об особом гуманизме еврейского народа, якобы щадящего материнские чувства козы. Это вызывает по меньшей мере улыбку, так как явно написано людьми и для людей, которые мясо видят только в упаковках в супермаркете, не говоря уже о том, чтоб резать скот собственноручно (от себя сообщаю, что коз, баранов и свиней собственноручно рЭзал)

К этому присоединяются и православнутые иерархи, например Митрополит Табачный и Водочный Кирилл: «Некоторые заповеди из этой редакции – такие как «праздник опресноков соблюдай» и «не вари козленка в молоке матери его» – вполне могли бы дополнить стандартный список десяти заповедей, что, несомненно, пошло бы на пользу нравственности и упрочило бы этические основы церкви.»

Некоторые особо одареные связывают данную заповедь с почитанием родителей «Подобный закон появляется в Исх. 23:19: “Не вари козленка в молоке матери его.” Язык обещания полностью связывает эти цитаты с пятой заповедью. О Втор. 22:6,7 отмечается: “Заповедь ставится наравне с заповедью относящейся к родителям, тем фактом, что подчинение настаивается к людям одной и той же предпосылкой и в двух примерах”. Но это больше, чем просто “ставить наравне”; на самом деле ясно указано, что речь идет об одном и том же основном законе.»

Наиболее интересно рассматривает этот вопрос Джеймс Джодж Фрэзер в своей книге «Фольклор в ветхом завете»  часть четвертая, глава вторая.

Фрэзер приводит многочисленные примеры из жизни полудиких племен Африки, которые ни в коем случае не кипятят молоко, т.к. это может привести к пропаже молока у животных, и выводит сюда десятую заповедь. Далее он продолжает: «Но такое толкование предполагает запрещение варить козленка во всяком вообще молоке, потому что коза при кипячении ее молока одинаково подвергается порче, независимо от того, была ли она матерью сваренного козленка или не была. Специальное упоминание о молоке матери можно объяснить двояким образом: тем, что для данной цели фактически употреблялось обыкновенно материнское, а не другое молоко, или тем, что в таком случае порча козы представляется еще более вероятным последствием, чем во всяком ином.… Но, спрашивается, если речь идет об отрицательном отношении собственно к кипячению молока, то почему в заповеди, вообще, упоминается о козленке? Ответ на этот вопрос дают, может быть, нравы племени баганда. Здесь сваренное в молоке мясо считается очень лакомым блюдом, и проказники-мальчишки, да и взрослые беззастенчивые люди, больше думающие о личном удовольствии, чем о благополучии стад, часто исподтишка дают волю своим греховным вожделениям и угощаются этим запретным кушаньем, равнодушные к печальной участи, ожидающей бедных коров и коз. Таким образом, еврейская заповедь «не вари козленка в молоке матери его», возможно, была направлена против такого рода лиходеев, чье тайное обжорство осуждалось общественным мнением как серьезная угроза главному источнику пищи. Отсюда понятно, почему в глазах первобытного пастушеского племени кипячение молока являлось более гнусным преступлением, нежели кража или убийство. Ведь вор или убийца посягают на отдельное лицо, тогда как кипячение молока, подобна отравлению колодца, угрожает существованию целого племени, подрывая основной источник его питания».

От себя хочу добавить, что у тюркских и монгольских кочевников и просто скотоводов Евразии подобных суеверий нет, и, насколько мне известно, никогда не было.

Но самое интересное, что в процессе выяснилось, что знаменитые 10 заповедей первоначально были, как бы это мягче сказать, «немного другими», и все заявки авраамических религий на какой-то первоначальный гуманизм, мягко говоря, неправомерны.

Имеется в виду 34 глава Исхода. В ней мы читаем рассказ о том, что принято считать вторичным возвещением Моисею десяти заповедей после того, как он в своем гневе, вызванном идолопоклонством евреев (многобожием), разбил каменные скрижали, на которых были написаны заповеди в их первоначальной редакции. Стало быть, в упомянутой главе мы имеем не что иное, как второе издание «десяти заповедей». Что это именно так, а не иначе, с полной несомненностью вытекает из стихов, служащих вступительной и заключительной частью к перечню самих заповедей. В самом деле, глава начинается так: «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». Затем следует рассказ о беседе Бога с Моисеем на горе Синай и текст заповедей. А в заключение сказано: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там, у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие». Итак, автор настоящей главы, несомненно, рассматривал содержащиеся в ней веления Бога как «десять заповедей». Но здесь возникает затруднение. Дело в том, что отмеченные в 34 главе Исхода заповеди только частично совпадают с их текстом, изложенным в гораздо более популярной версии декалога, которую мы читаем в 20 главе Исхода, а также в 5 главе Второзакония. Кроме того, в занимающей нас вторичной версии декалога заповеди выражены не с той лаконичностью и отчетливостью, как в первой версии, не так легко поддаются точному изложению, и выделение их из контекста не столько облегчается, сколько затрудняется существованием параллельной версии в Книге завета, являющейся, как мы видели, по единодушному мнению современных критиков, древнейшим кодексом Пятикнижия. С другой стороны, наличие той же параллельной версии в древней Книге завета является новым доказательством подлинной древности той версии декалога, которая заключает в себе заповедь «не вари козленка в молоке матери его».

Вопрос о составе этой древней версии декалога, вообще говоря, не порождает никаких споров между библейскими критиками; некоторые разногласия существуют лишь относительно тождественности одной или двух заповедей, да еще о порядке изложения остальных. Вот перечень заповедей, даваемый профессором К. Будде в его «Истории древней еврейской литературы» и основанный на версии декалога в 34 главе Исхода, за исключением одной заповеди, изложенной, согласно его параллельной версии, в Книге завета:

1. Не поклоняйся иному богу.
2. Не делай себе литых богов.
3. Все первородные принадлежат мне.
4. Шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай.
5. Праздник опресноков соблюдай в месяц, когда заколосится хлеб.
6. Соблюдай праздник седьмиц, праздник первых плодов пшеничной жатвы и праздник собирания плодов в конце года.
7. Не изливай крови жертвы моей на квасной хлеб.
8. Тук от праздничной жертвы моей не должен оставаться всю ночь до утра.
9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом господа бога твоего.
10. Не вари козленка в молоке матери его.

Таков же перечень заповедей, предложенный Вельхаузеном, с той лишь разницей, что он опускает «шесть дней работай, а седьмой день отдыхай» и вместо этого вводит «соблюдай праздник собирания плодов в конце года» как самостоятельную заповедь, а не часть другой.

Профессор Кеннет дает, в общем, такой же список заповедей, но в отличие от Будде он выделяет в особую заповедь праздник собирания плодов, а в отличие от Вельхаузена удерживает закон субботнего отдыха; в противоположность обоим он опускает запрет «не делай себе богов литых». В общем, его конструкция декалога основана также преимущественно на версии, содержащейся в 34 главе Исхода, и представляется в следующем виде:

1. Я – Иегова, твой Бог; не поклоняйся иному богу.
2. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб.
3. Все, разверзающее ложесна, принадлежит мне, также и весь скот твой мужского пола, первенцы из волов и овец.
4. Соблюдай мои субботы; шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай.
5. Праздник седьмиц совершай, праздник первых плодов пшеничной жатвы.
6. Праздник собирания плодов совершай в конце года
7. Не изливай (буквально – не убивай) крови жертвы моей на квасной хлеб.
8. Тук от праздничной жертвы моей не должен оставаться всю ночь до утра (Исх.23,18). В другом месте (Исх.34,25) этот закон ограничивается пасхальной жертвой.
9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом господа, бога твоего.
10. Не вари козленка в молоке матери его.

Какой бы из этих вариантов декалога мы не взяли, каждый из них резко отличается от привычной нам версии десяти заповедей. Моральные нормы у них совершенно отсутствуют. Все без исключения заповеди относятся всецело к вопросам ритуала. Все они имеют строго религиозный характер, определяя самым скрупулезным образом мелочные подробности отношений человека к богу. Об отношении человека к человеку не говорится ни слова. Бог выступает в этих заповедях перед людьми, как господин перед своими рабами. Он требует от них строгого исполнения всех повинностей, а их внутренние взаимоотношения, поскольку они не касаются этих рабских обязанностей, его нисколько не интересуют. Как все это не похоже на замечательные шесть заповедей другой версии: «почитай отца твоего и мать твою. … Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Если мы спросим себя, которая из этих двух расходящихся между собой версий древнее, то ответ может быть только один. Странно было бы предположить, в противоположность всем историческим аналогиям, что правила морали, входившие первоначально составной частью в древний кодекс, впоследствии были выброшены и заменены правилами религиозного ритуала. Представляется ли, например, вероятным, что заповедь «не кради» была позже изъята из кодекса и вместо нее включено предписание: «Жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра»? Можно ли вообразить, что заповедь «не убивай» была вытеснена другой – «не вари козленка в молоке матери его»?».

Вот как то так….

источник

About Dmitry Khotckevich

Check Also

Какой светильник разума угас!.. Или – “И пробил ШАС”

ПАМЯТИ ПЛАМЕННОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА Прошло больше недели с момента кончины раввина Овадьи Йосефа – мудреца, которого …

2 комментария

  1. Ода чизбургеру

    Рабби расписывают закон Торы во всех подробностях, якобы чтобы он стал более ясным. Но этот подход ошибочен. То, что в законе не уточняется, является сферой личных предпочтений, – точно так же и в светском законе. Если заповедь требует сделать жертвоприношение, не имеет значения, с левой или правой ноги нужно начинать шагать к Храму. В раввинистическом законодательстве простые законы кошерной пищи и запрет есть определенные виды животных превратились в винегрет мелочных, нередко абсурдных правил, таких как запрет использовать «молочную» кастрюлю для «мясных» блюд, потому что кастрюля якобы сохраняет «вкус молока». Раввинистическая концепция избыточного интерпретирования – это бездонный ящик. Поскольку любое правило можно уточнить дополнительными вопросами, чем больше правил, тем больше возникает новых вопросов. После того как рабби учредили тексты молитв и предписали совершать во время них определенные телодвижения, можно задаться вопросом, как при этом правильно дышать, и этот вопрос ничем не хуже тех, на которые «ответили» раввины.

    Еврейский закон должен был положить конец избыточным языческим религиозным законам с их мириадами божеств и сложными обрядами. Тора не зря многое оставляет на усмотрение каждого еврея: если они будут самостоятельно размышлять о законе, у них не возникнет проблем с его исполнением.

    Рабби начали строить «ограду вокруг закона» с ее дополнительными запретами только для того, чтобы предотвратить непредумышленное нарушение важных заповедей во время нашего Изгнания. Сейчас же, когда Изгнание окончено, концепция ограды больше не актуальна и весьма контрпродуктивна, поскольку уводит евреев от иудаизма, правила которого на самом деле простые и прямолинейные.

    Иаков подкупил Исава, помимо прочего, дающими молоко верблюдами. Согласно еврейской традиции, наши предки приняли ярмо заповедей еще до того, как Моисей получил их на Синае. Иаков свободно пил верблюжье молоко, не считая, что раз верблюд некошерен, значит, и его молоко некошерно. Иудаизм законодательно защищает и некошерных животных, и некошерных (в смысле непригодных для еды) людей. Мы не едим некошерные создания, потому что уважаем их жизнь, а не из-за их нечистоты (хоть люди и чисты, мы все же не каннибалы). Как людей разрешено нанимать на работу, но нельзя есть, так же можно использовать в работе, стричь, доить и использовать любым иным способом, кроме убийства, некошерных животных. Еврейские дети могут играть со свиньями по той же причине, по которой домашние Иакова пили верблюжье молоко.

    Когда рабби объявляют чье-то молоко некошерным, возникает проблема определения кошерности молока. Они требуют удостоверяться, что коровье молоко не смешивалось с лошадиным или верблюжьим. Эти страхи совершенно надуманны.

    Если еврейские дети пьют молоко своих некошерных матерей, то почему им нельзя пить молоко некошерных животных? В ответ часто можно услышать, что дети не обязаны соблюдать заповеди. Но в кормлении грудью участвует и взрослый. Либо все еврейские матери грубо нарушают законы кашрута, кормя детей некошерным молоком, либо эти законы к молоку неприменимы. И в самом деле, по мнению Раши, кошерность относится только к мясу.
    Согласно Маймониду, мясо-молочный запрет направлен против языческого обряда погружения козленка в молоко его матери. Он отмечал, что запрет содержится в разделе языческих обрядов, а не кулинарных законов. Мясо-молочный запрет никакого отношения к еде не имеет.
    Рабби расширили запрет, чтобы предотвратить даже случайное нарушение заповеди. Сначала было запрещено варить в молоке другие виды мяса, помимо козлиного, потому что такое мясо теоретически могли продавать под видом говядины. Но по этой же логике нужно запретить вообще есть любое мясо в любом виде: что, если кто-нибудь продаст под видом говядины свинину? Непредумышленное нарушение не грешно по определению. Да и проблема лжеговядины уже не так актуальна в эру кошерных супермаркетов.

    Затем было запрещено сочетать курятину и молоко, чтобы кто-нибудь, видя, как вы едите курицу с сыром, не подумал, что это чизбургер. По этой же логике нельзя выходить из дома с собственной женой, чтобы кто-нибудь не подумал, что это невеста вашего соседа. Когда вы едите говядину, кто-нибудь всегда может подумать, что это свинина. Разве это повод становиться вегетарианцем? Тем более, аргумент «кто-нибудь подумает» неприменим к частной обстановке: очевидно, что ваша жена уж точно знает, что она не готовила козлятину в собственном молоке. Абсурдность всего этого усугубляется еще и тем, что в чизбургере заведомо используется говядина, и его не варят в молоке, что особо подчеркивается в Торе.
    Затем рабби придумали еще один аргумент: когда мы принимаем на себя дополнительные ограничения, мы этим показываем нашу любовь к Богу, – своего рода готовность пройти дополнительную милю. Но разве рабби могут читать мысли Бога? На каком основании они решили, что Богу нравится, когда мы расширяем его запреты? Если государство ограничивает скорость движения 60 километрами в час, а человек едет со скоростью 20, то разве он от этого больший патриот, чем другие?

    Я очень сомневаюсь, что если вы начнете принимать на себя дополнительные ограничения в семье, то ваша жена сочтет это доказательством вашей любви к ней. Почему мы вообще считаем, что Бог желает от нас больше ограничений? Тот, кто создал животных и велел человеку назвать их и господствовать над ними, наверняка ничего не имеет против, если мы будем есть мясо в самых разных формах. Отвергать эти формы и необоснованно, и некрасиво. Тора ясно предписывает наслаждаться мясом наших жертв. Иудаизм не монашеское извращение, а религия радости в святейшем из мест – Сотворенном Мире.

    Путь расширенных запретов – путь произвольный и сомнительный. Есть запреты о различных формах кровосмешения. Если мы любим Бога, тогда что, мы добровольно расширим эти запреты до седьмой линии родственников? Или возьмем пищу: законы кашрута запрещают употреблять в пищу всех животных, за исключением четырех. Совершенно очевидно, что этим законом Бог хотел ограничить убийство животных. Так может быть, вообще стать вегетарианцами? Тора предвидит эту проблему дополнительных вопросов, поэтому-то она и запрещает не только убавлять из законов, но и прибавлять к ним.

    «В Торе достаточно запретов, чтобы придумывать новые», – говорит Талмуд. Законы Торы в первую очередь практичны. Они настолько просты, что кочевые еврейские племена могли легко исполнять их в Синае. Некоторые законы являются интерпретацией других: так, запрет гомосексуализма продолжает запрет «не прелюбодействуй». Таким образом, нет ничего неправильно в интерпретации заповедей в рамках Устного закона, при условии, что мы не попираем прямой смысл заповедей.

    С одной стороны, мудрецы совершенно правы в том, что ни одно слово и буква Торы не являются лишними. С другой, рабби почему-то игнорируют эти же слова. В Торе мы читаем: «Не вари козленка в молоке его матери». Имеется в виду именно варка, кипячение, а не какой-то другой способ готовки пищи. В этом смысле в чизбургере нет ничего плохого. Учитывая, что Тора имеет в виду конкретный языческий обряд, запрет именно варки совершенно логичен.
    Другое важное место – «его матери». Возможно, под этой фразой можно понимать любого родственника козленка, как слово «отцы» часто обозначает всех предков в целом, но понимать эту фразу как вообще любое молоко уж точно невозможно. Тора не запрещает варить козленка, скажем, в молоке коровы.

    Несколько проблематично слово гди, «молодое мелкое животное». В Танахе гди всегда применяется только к козам. В частности, гдиа – это коза. Комментаторы априори полагают, что гди также означает ягненка, но это маловероятно, поскольку для молодого барана и молодой овцы есть другие слова: соответственно се и рхл. Даже если гди действительно означает ягненка, очевидно, что это молодое животное, причем не теленок. Во многих контекстах гди берется из стада, но в древнем Ближнем Востоке не было стад коров. Наиболее инклюзивное чтение этой заповеди запрещает варить молодого ягненка или козленка в молоке, соответственно, овцы или козы. Эта заповедь проста и ненавязчива.

    А теперь посмотрим, как далеко галаха ушла от Торы. Запрет варить козленка в козлином молоке был расширен до коров, затем птиц (кур), затем любого вида готовки, затем любого вида контакта, затем любой пищи, содержащей курятину и молоко, затем до посуды, используемой для приготовления молока или мяса, затем до хранения продуктов, раковин и столовых – и вот теперь у нас уже есть отдельные мясные и молочные кошерные рестораны.

    • андрей

      ….зачет,все верно ,подпишусь под каждым словом. «что сказано в законе,как читаешь? …возлюби господа Б-га своего..,а вторая подобна первой,-возлюби ближнего своего, соблюдай и будешь жить…,на этом весь закон и пророки…» впрочем это не отменяет танах ктувим. не нарушить пришел.но исполнить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *